Для эффективной психотерапии необходим качественный контакт.
Контакт — это соприкосновение двух душ, двух личностей. Если есть контакт, образуется, как бы, система сообщающихся сосудов. Только в этом случае психолог/психотерапевт может передать, поддержать, поделиться, помочь.
Установление качественного контакта — это ответственность психолога/психотерапевта. Он должен уметь создавать безопасное пространство для того, чтобы клиент смог безопасно выражать все свои чувства и мысли.
Я считаю, что любой психолог/психотерапевт должен быть всегда в стадии любопытства, всегда быть искренне заинтересован узнать: что такого в жизни человека, сидящего напротив, произошло, что он попал именно в такую затруднительную ситуацию?
Поэтому, психолог/психотерапевт обязательно на консультации должен быть дружелюбным, любознательным, бесконечно добрым и обязательно в ресурсе
Если у психолога/психотерапевта на первом месте стоят его личные проблемы или он плохо себя чувствует или ему «тупо нужны деньги» или он просто не обладает вышеперечисленными минимальными требованиями, то контакта не будет.
Какой бы клиент ни пришёл на консультацию, он неосознанно сосканирует такое состояние психолога/психотерапевта и не сможет полноценно раскрыться. А раз не сможет полноценно раскрыться, то и качественной консультации/терапии не получится. Потому что травму или проблему можно проработать только в безопасном пространстве! Нет должного контакта → нет должного уровня безопасности → нет результата в терапии.
Очень часто я слышу от своих коллег, что если клиент не хочет меняться и прерывает терапию, то виноват в этом только клиент: «Он сопротивляется. Он не готов меняться. Это его выбор».
Я раньше тоже так думала. Но теперь я точно понимаю, что если человек включил сопротивление, значит, он почувствовал опасность, значит, где-то наш контакт был потерян. Сопротивление – это педаль тормоза, чтобы «дать заднюю». Значит, надо разобраться – что не так.
Это можно сравнить вот с чем:
психолог/психотерапевт взял за руку клиента и повёл его по неизведанной дороге. Если клиент доверяет, он идёт безоговорочно (хотя ему и страшно), пока чувствует это соприкосновение рук (контакт). Но в какой-то момент психолог/психотерапевт выпустил руку клиента, не заметил этого и дальше идёт сам. А клиент сам не идёт, он остановился, ему действительно страшно. Он терпеливо ждёт, когда за ним вернутся. А психолог/психотерапевт вместо того, чтобы опять взять за руку (наладить контакт), говорит: «ты сам виноват, ты не готов».
Для некоторых людей личная терапия — это как прыжок с парашютом. Как можно с первых минут довериться абсолютно чужому человеку?! Как раскрыть свою израненную душу человеку, которого впервые видишь?!
Нужна поддержка! Итак, создание полноценного контакта на консультации/терапии — это ответственность, в первую очередь, психолога/психотерапевта.
Но клиент тоже должен хоть немного проявить в этом участие. Есть такие клиенты, которые говорят: «Я вам ничего рассказывать не буду. Вы ж психолог — сами должны рассказать про мои проблемы и что мне делать». Но психолог/психотерапевт — не ясновидящий… а жаль
Итак, для полноценного контакта необходимо, чтобы клиент чувствовал эмоциональную безопасность. Поэтому психолог/психотерапевт должен примерно рассказать следующее:
- о конфиденциальности;
- о том, что любое переживание, которое у клиента возникнет, уместно. А психолог/психотерапевт его поддержит, прояснит, объяснит, с чем оно связано;
- любую информацию, которую клиент принесёт, будет материалом для работы;
- любую информацию уместно обсудить на терапии;
- ту информацию, которую сложно рассказать другим, психолог/психотерапевт поможет переработать.
Но может быть такое, что личная история клиента сильно срезонирует с историей психолога/психотерапевта. В этом случае будет честно прервать терапию и честно об этом сказать клиенту.
Я помню, как в 2010 году переживала сильную эмоциональную боль после развода, а ко мне шли клиенты с темами: развод, предательство, измены! На одной из консультаций я не успела сдержать себя и разревелась. Я честно призналась клиентке, что я сейчас не в ресурсе, денег с неё не взяла, дала ей рекомендации и на три месяца прекратила вообще психологическую деятельность. Обзвонила всех клиентов, кто был у меня в терапии, объяснила ситуацию и ушла «зализывать раны».
Помню до сих пор, как мне было страшно обзванивать клиентов, чтобы сказать о своей проблеме. Думала, что на этом моей психологической деятельности придёт конец.
Но…сколько я тёплых слов услышала в ответ! Сколько было слов поддержки! Кому-то я дала контакты своих коллег для продолжения терапии, кто-то сказал, что будет с нетерпением ждать моего выздоровления и продолжения работы.
Личность психолога/психотерапевта — это основной инструмент для работы. Поэтому он должен быть всегда в порядке, всегда в рабочем состоянии. Т.е., ответственность психолога/психотерапевта в том, чтобы его личные травмы, кризисы и переживания не мешали работе.
А вообще, какой бы ни был замечательный психолог/психотерапевт, можно просто не «состыковаться».
У вас было такое, когда вам рекомендовали какого-то великолепного психолога/психотерапевта, вы пошли и…разочаровались?
Вот просто – это «не ваш человек». И всё! И точка! И никто не виноват!
Поэтому, ответственность клиента — самому найти своего человека.
Не подошёл один, ищи другого, и этот не подошёл — ищи следующего.
Вот заболел зуб, вы пошли к стоматологу, которого вам рекомендовали. А он сделал вам больно и вообще не понравился – не так стоит, не так свистит. И что? Вы на зло ему теперь будет дальше мучатся от зубной боли, пока беда не случится? Нет конечно! – Вы пойдёте искать другого специалиста, не так ли?
А ещё часто так бывает, что с одной проблемой помог один психолог/психотерапевт, а с другой – другой. И это нормально!
Потому что и «клиент» и «психолог», «психотерапевт» – это всего лишь роли.
Я бываю и в роли психолога и в роли психотерапевта и в роли клиента
Напишите, пожалуйста, насколько вам полезна была эта статья.